Воскресенье, 28.04.2024, 22:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Спортивный клуб "Чайка" МОУ СШ г Сенгилея
Главная » Статьи » Мои статьи

Здоровье детей
РОДИТЕЛЯМ О ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (разговор на родительском собрании) В настоящее время назрела необходимость поговорить о здоровье наших детей. Наши дети сейчас находятся в подростковом возрасте, т.е. в третьем критическом ( пубертатном) периоде. Он связан с изменением в организме гормонального баланса. Глубокая перестройка, происходящая в 12 – 16 лет, обусловлена взаимоотношениями желёз внутренней секреции гипотоламо – гипофизарной системы. Гормоны гипофиза стимулируют рост тела, деятельность щитовидной железы, надпочечников и половых желёз. Наблюдается дисбаланс развития внутренних органов: рост сердца опережает рост сосудов. Высокое давление в сосудах и бурное развитие половой системы приводят к сердечной недостаточности (« юношеское сердце»), головокружениям , обморокам, повышенной утомляемости. Эмоции подростков изменчивы: сентиментальность граничит с гиперкритицизмом, развязностью и негативизмом. У подростка формируется новое представление о себе как о личности. Есть ряд болезней, которые появляются и обостряются именно в школьном возрасте. В настоящее время в разряд таких «школьных болезней» попала близорукость. Необходимо отметить, что среди детей, пришедших в первый класс, уже 4 % имеют миопию. Особенно резко увеличивается их количество в период с 11 до 14 лет. К 7-ому классу она достигает уже 16 %. А в общей сложности за годы обучения в школе близорукость возрастает в 5 раз. Стремясь предотвратить прогрессирование близорукости, нельзя забывать о значении состояния здоровья ребёнка. Необходимо укреплять общее состояние организма путём закаливания, рационального, полноценного витаминизированного питания, соответствующего физического воспитания, соблюдения режима труда и отдыха. Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Эти упражнения целесообразно проводить в течении 0,5 – 1 мин. тогда, когда ребёнок делает домашнее задание, связанное с усиленной зрительной нагрузкой. Вот примерный комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления и близорукости. 1. Исходное положение – сидя, отклонившись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд к столу, выдох. Повторить 5- 6 раз. 2. Исходное положение – сидя, отклонившись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5 – 6 раз. 3. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 – 6 раз. 4. Исходное положение – сидя. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по ходу часовой стрелки, затем круговые движения против хода часовой стрелки. Повторить 5 – 6 раз. 5. Исходное положение – сидя Вытянуть руки вперёд, посмотреть на крончики пальцев. Поднять руки вверх ( вдох), следить глазами за руками. Не поднимая головы, опустить руки ( выдох). Повторить 5 – 6 раз. 6. Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой на далёкий предмет 2 – 3 сек., перевести взгляд на кончик носа на 3 – 5 сек. Повторить 5 – 6 раз. 7. Исходное положение – сидя. Закрыть веки. В течение 30 сек. Массировать их кончиками указательных пальцев. Систематическое выполнение упражнений приводит к совершенствованию аккомодации, уменьшает начальные признаки её нарушения. Значительное воздействие на организм ребёнка оказывает компьютер, который является источником электромагнитного, теплового, рентгеновского и ультрафиолетового излучения. Работа за монитором на близком расстоянии оказывает неблагоприятное воздействие на зрение, вызывает боль в глазах, ощущение усталости, поэтому беспрерывная работа на компьютере не должна превышать 25 мин., а общая продолжительность в неделю – 2 часа . Сравните с тем, сколько времени вы разрешаете находиться у компьютера своему ребёнку! Отрицательное влияние на организм, особенно на центральную нервную систему, имеет уровень шума, в котором находится ученик. Часто ребята делают уроки под громкую музыку, или сидя в наушниках. При этом понижается возбудимость клеток коры головного мозга, появляется головная боль или головокружение. Снижается работоспособность, замедляется скорость решения задач и примеров. Быстро наступает утомление, которое переходит в запредельное торможение. В возрасте 11 – 13 лет подросток сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок, расширяется количество школьных дисциплин, растёт темп передачи материала и его объём, возникают проблемы, связанные с адаптацией к индивидуальному стилю педагогов, преподающих разные предметы. К этому присоединяются функциональные изменения в организме, обусловленные половым созреванием. Параллельно существенную нагрузку на психику и центральную нервную систему оказывает смена ведущей деятельности ( приоритет общения, формирование самосознания). Практически ежегодно в программу школьного обучения вносится новая дополнительная информация. Если ребёнок не усваивает новый объём информации, следуют негативные реакции со стороны учителей и родителей, ущемляется достоинство ребёнка, возникает комплекс неполноценности. «Информационные неврозы» развиваются от перегрузки мозга информацией. Согласно статистике, число «информационных неврозов» среди населения за последние 2 десятилетия возросло в 24 раза. К отклонениям в психическом развитии приводит также дурное обращение с детьми и невнимание к их физическим нуждам, психологическая запущенность, т.е. когда родители не разговаривают с ребёнком, не проявляют к нему тёплых чувств, не стимулируют его развитие. Перенапряжение нервной системы ребёнка вызывают также семейные ссоры, ругань. Очень тяжело в этом возрасте переживает ребёнок несправедливое, неуважительное отношение к себе, постоянные суровые наказания. В то же время есть и «заласканные» дети, которых постоянно захваливают. Часто единственный ребёнок в семье постоянно слышит, что он самый умный, самый красивый и т.д. Попав в коллектив, он видит, что это не так. В результате возникают тяжёлые переживания. У детей могут возникать невротические тики. По данным статистики они отмечены у 4,5 % мальчиков и 2,6 % девочек в возрасте от 7 до 13 лет. В профилактике и лечении невротических тиков большое значение имеет нормализация отношений в семье и школе, устранение чрезмерных требований к ребёнку. Если ребёнок жалуется на быструю утомляемость, головную боль, нарушение сна, если у него появляется раздражительность, ухудшение внимания и запоминания, возможно у ребёнка развивается астения, которая сопровождается функциональным ослаблением коры головного мозга, падением тонуса вегетативной нервной системы, общей слабостью. Астения может развиваться у ребёнка вследствие перенесённых заболеваний, длительных психических переживаний, как результат истощения основных нервных процессов из-за переутомления в школе. Ребёнок постепенно «запускает» школьный материал. Его ругают, обвиняют в лени, наказывают. В результате астенизация усугубляется. Дети самостоятельно не могут справиться с учебным материалом, становятся озлобленными , замкнутыми. Родителям не надо спешить с обвинениями ребёнка в лени. Если взрослые не помогут ребёнку, находящемуся в астеническом состоянии, он становится педагогически запущенным. Нужно устранить причину, вызвавшую астению, и помогать дома в выполнении домашних заданий. Ещё раз хочу напомнить, что в 12 – 14 лет железы внутренней секреции оказывают значительное влияние на состояние нервной системы. Организм подростка перенасыщен гормонами. Повышается нервная возбудимость, появляется неустойчивость нервных процессов. Дети становятся неуравновешенными, раздражительными, грубыми, невнимательными на уроках. Родителям нужно помнить, что все эти явления временные и проходят с завершением полового созревания. Надо учитывать, что у ребёнка появляется неустойчивость эмоций, обидчивость, когда любое замечание воспринимается как тяжёлая обида, конфликтность, подавленное состояние. Резко снижается работоспособность, а следовательно может снизиться успеваемость. Не нужно бояться этого. Подросток должен найти взаимопонимание в семье, иначе он может уйти из дома, бросить школу. Непонимание, неправильное, несправедливое отношение к такому подростку может быть причиной реактивных состояний. Чуткое доброжелательное отношение в семье поможет ребёнку пережить трудный период и нормализовать учёбу. Для создания резервов здоровья школьников необходимо соблюдение ими определённого комплекса принципов здорового образа жизни. Во-первых, повышение резервных мощностей достигается мышечной активностью ( спортивные тренировки, уроки физкультуры, работа на садовом участке, езда на велосипеде ), которая усиливает физиологические возможности скелетных и сердечной мышц, лёгких . Однако ввиду несоответствия в развитии миокарда и сосудистой системы подросткам при выполнении физических нагрузок важно соблюдать принцип постепенности. Во-вторых, ценными правилами создания резервов здоровья являются ритмичность и системность выполнения домашнего задания ( ритмичность – в определённое после школы время, обязательно после отдыха; системность – в определённой последовательности). В-третьих, в ходе учебной деятельности детям и подросткам необходимо выработать привычку чередовать умственную нагрузку и активный отдых на свежем воздухе, что позволяет повышать эффективность их труда. В –четвёртых, следует помнить, что перемены между уроками и перерывы между занятиями, предназначенные для отдыха, нельзя использовать для работы, т.к. разовьётся утомление, что снизит экономичность работы. Оптимальный двигательный режим- основное условие нормального роста организма. Часто можно наблюдать, как дети в среднем звене всячески отлынивают от уроков физкультуры. Это абсолютно недопустимо, т.к. во время уроков мышцы школьников выполняют главным образом статистическую работу, а динамическая выражена слабо. Статистические нагрузки, н-р, длительность сидения, за которое отвечают определённые центры мозга, для школьников утомительны. При этом мышечные волокна длительное время сокращены, а артерии, снабжающие мышцы кровью, сдавлены. В результате замедляется снабжение мышц кислородом, отток венозной крови, насыщенной продуктами энергетического обмена. Именно поэтому нужны активный отдых на переменах и уроки физкультуры, физический труд дома. Ещё одним важным вопросом является отказ от вредных привычек. Как правило их формирование отмечается на фоне пассивности, безразличия родителей, родных, всего социального окружения, а также неблагоприятной социальной атмосферы, в которой находится современный человек. Средства массовой информации буквально с пелёнок приучают к тому, что без курения, принятия пива, алкогольных напитков не может быть нормальной, полноценной жизни. Нужно показать ребёнку, что это не так, показать угрозу, которую представляют никотин и алкоголь для подростков. А они действительно наиболее опасны в этом возрасте, т.к. в развивающемся организме интенсивно протекают процессы обмена веществ, в которые активно включаются наркогенные вещества, а продукты их распада оказывают наиболее сильное токсическое воздействие на клетки и ткани организма. У детей и подростков артериальные сосуды расширены, вследствие чего происходит быстрое поступление алкоголя и никотина в кровь. Поэтому спиртное и табак должны быть полностью исключены из жизни подростков. Однако социологические исследования за 2003 г. показали, что к 14 – 15 годам 40 % девочек неоднократно курили, а 66% - употребляли алкоголь. Вызывает тревогу, что только до 30,3 % подростков считают опасными для здоровья употребление алкоголя и табакокурения. А ведь в этом возрасте идёт наиболее быстрое привыкание к наркогенным веществам. Первый шаг на пути к алкоголизму- употребление пива, которое содержит специальные добавки, способствующие развитию хронической формы болезни. Курение и алкоголь у подростков – это скорее средство времяпровождения, и задача родителей состоит в разумной организации досуга детей. Наиболее эффективен пример своих родителей, которые сами не курят и не употребляют алкоголь.
Категория: Мои статьи | Добавил: Цемзавод1 (16.10.2014)
Просмотров: 408 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCozадминистратор сайта Кирюшкин Г.А. © 2024