Для улучшения психологического микроклимата в
школе применение здоровьесберегающих технологий является наиболее оптимальным
вариантом. Ведь именно от состояния духовного и физического здоровья наших
учащихся и педагогов зависит успешность учебного процесса, возможность работать
творчески, наличия взаимоподдержки и взаимосотрудничества. В условиях учебной
деятельности и во время летнего отдыха профильного отряда детей «группы риска»
были внедрены и реализованы следующие здоровьесберегающих технологии:
- Воспитание толерантности у школьников
- Применение на практике направлений психологии –
арт-терапии, сказкотерапии
- Физкультминутки и подвижные игры
- Организация встреч со священником
Характеризуя вышеуказанные
здоровьесберегающих технологии способы и приемы применения их на практике,
необходимо отметить следующее:
Воспитание толерантности является одним из условий здоровьесбережения
учащихся, так как толерантность – это признак высокого духовного и
интеллектуального развития человека.
Школа, поставив перед собой
гуманитарные задачи, которые предполагают воспитание готовности человека
позволять другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении
таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганское поведение и поступки,
угрожающие благосостоянию общества и, прежде всего, психическому здоровью самих
учащихся.
Толерантная личность – это
человек, хорошо знающий и понимающий других людей, и, тем самым, учитывающий
индивидуально-психологические особенности каждого человека, с которым он
взаимодействует.
Именно в воспитании терпимости,
понимания и человеколюбия мы видим наиболее оптимальный путь решения проблемы
здоровьесбережения учащихся и улучшения микроклимата школы.
(приемы воспитания толерантности см. в
приложении)
Применение арт-терапии и сказкотерапии. Эти два направления работы имеют
одну общую цель – стимулирование позитивное самоизменение личности.
В основе арт-терапии лежит
применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного,
отвлекающего, гармонизирующего фактора. Арт-терапия, стимулируя позитивное
самоизменение, ведет к преодолению агрессивного поведения, что влечет за собой
весьма отрицательное воздействие на состояние здоровья. Способствуя релаксации,
арт-терапевтические занятия помогают вымещать отрицательные эмоции, что
является причиной разгрузки психики. Также уникальная особенность арт-терапии
заключается в приобщении к творческой деятельности, и, тем самым, при
продолжительных и успешно проведенных занятиях, развитию творческого мышления.
Таким образом, отрицательную энергию, накопившуюся за длительное время возможно
направить в творческое русло.
Арт-терапия также позволяет
каждому оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с
другими, продвигаться в развитии сообразно своей природе.
Специфические особенности
арт-терапии – сопереживание, сотворчество, смена ролей ( ребенок сначала
является автором рисунка, затем наблюдателем, в итоге приходит в новое
состояние личности).
«Исцеляющими» факторами в
арт-терапии являются групповая сплоченность и поддержка, освоение новых ролей и
проявление латентных качеств личности, получение обратной связи в условиях
особой, демократической атмосферы, обусловленной равенством прав и
ответственности.
(занятия по арт-терапии см. в
приложении)
Сказкотерапия является способом передачи знаний о духовном мире и
социальной реализации человека, воспитательной системы, близкой природе
человека.
Через восприятие происходит
воспитание развитие внутреннего мира, лечение души, дети получают знания о
законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Сказкотерапия
способствует развитию фантазии, логики, внимания, наблюдательности, учит детей
сопереживанию.
Главная особенность
сказкотерпаии в том, что взрослый и
ребенок находят общий язык, они начинают общаться на языке сказки, которая
сближает. Размышляя над каждой прочитанной сказочной историей, ребенок
«откладывает» знания в свой актив, постепенно подготавливаясь к жизни и
формируя важнейшие нравственные ценности.
Физкультминутки – пальминг и аутомануальный комплекс по М. Норбекову
Пальминг представляет собой
легчайший способ достижения расслабления и тренировки глаз. В переводе означает
ладонь.
После длительной учебной нагрузки
применение пальминга является наиболее оптимальным вариантом расслабления и
обновления внутренних ресурсов организма.
Аутомануальный комплекс по М.
Норбекову имеет цель активизации структур подкорковых образований, которые
ведают тем, что мы называем подсознанием, где происходят процессы, связанные с
медитацией и интуицией.
От этих структур зависит все, что
происходит с нами вплоть до нашего поведения и эмоционального состояния.
Подвижные игры способствуют выбросу отрицательной энергии,
повышению тонуса организма, развитию быстроты, ловкости, сплочению коллектива.
Организация встреч со священником способствует выбору пути
духовного оздоровления, обретению душевной гармонии. Приобщаясь к вере и
духовности, человек обретает внутренние силы, надежду на лучшее.
|