Оборудование: плакат с изображением скелета с сигаретой.
Аудиозаписи песен или строки из песни "Дым сигарет с ментолом" (гр.
"Нэнси"), "Девочка, не кури" (гр. "Левостороннее движение"), "Не курите,
мальчики" И. Корнелюка. Листы ватмана и фломастеры.
Предварительная работа. В коллективе учебной группы
заранее формируются три команды игроков по желанию и интересам
студентов. Одна команда (5 человек) - "Артисты". Среди "артистов'-для
начала программы два персонажа Гете - Мефистофель и Фауст, для
завершающей сценки - студенты № 1-5.
Все слова принадлежат ведущему (классный руководитель или лидер
коллектива учебной труппы). Команда "артистов" знает сценарий, но не
вопросы конкурсов.
Ход классного часа.
Во вступительном слове классный руководитель говорит о теме
сатирической программы и сообщает, что основная конкурсная программа
состоит из пяти туров. Затем представляет членов жюри.
Появляются два персонажа из произведений Гете.
Мефистофель: Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она
осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой
забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем
дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли вам табаком трубку,
уважаемый доктор?
Фауст: Не надо. Забава для дураков.
Ведущий: Об этой "несерьезной" забаве и пойдет наш серьезный разговор.
Тур I. "В объятиях табачного дыма".
Ведущий: Курение табака возникло еще в глубокой древности.
В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор
Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели,
что туземцы - взрослые и дети - держали в зубах дымящиеся пучки
тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что "дикари"
традиционно используют листья для частого вдыхания дыма.
Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.
Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип
сушеных листьев "табакко" и... нескольких курильщиков. Он рассчитывал
развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось:
краснолицые "дикари", украшенные перьями и пускающие дым изо рта,
поразили испанский королевский двор.
Вскоре табак попал во Францию; Жан Нико, бывший послом в Испании,
привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве
Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово "никотин"-так
называют основной компонент табака, самый ядовитый.
Постепенно курение стало "путешествовать" по Европе, дошло до
России, но активного распространения не получило, пока царевич Петр
Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить... А
потом он стал царем и начал, как известно, вводить в России
"европейские" порядки, в том числе и пропагандировать курение.
При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Курение
распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько
опасна эта привычка.
А теперь проверим, что знаете вы. (За правильный ответ команде присуждается очко.)
- Родина табака:
- Южная Америка.
- Южная Африка,
- Южный полюс.
- Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел
аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они
называли...
- папиросо,
- сигаро.
- сигаретто
- Кто обнаружил в табаке никотин?
- Жан Жак Руссо,
- Жан Поль Бельмондо,
- Жан Нико.
- Екатерина Медичи использовала табак как лекаственное средство от...
- насморка
- мигрени.
- простуды.
- В какой стране табак в XVI веке был объявлен "забавой дьявола" ?
- в Испании,
- в Италии.
- в Бразилии.
- Книга, написанная английским королём Яковом 1в 1604 году, называется...
- "О вреде табака"
- "О пользе курения"
- "Об истории трубки".
- Самый популярный способ употребления табака е США до XIX века?
- курение,
- нюханье,
- жевание
- Кого называют "курильщиками поневоле"?
- тех, кто находится в обществе курящих:
- тех, кого заставляют курить принудительно;
- тех, кто курит в тюрьме. .
Тур 2. "Этикет говорит - нет".
Ведущий; В XIX в. в обществе существовали довольно строгие
правила этикета. Если в доме устраивался бал или прием, для курения
отводилось специальное помещение - отдаленная комната или кабинет
хозяина. Если бы кто-то вздумал закурить за столом или в танцевальном
зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной
при дамах было просто непозволительно: в курительной комнате,
разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же
редкостью, как сказочная Баба-Яга. Даже курение на улице считалось
неприличным.
Продолжая тему, попробуйте сделать антирекламу курению.
Придумайте четверостишия на заданные рифмы: "зря - нельзя -
бросай - меняй", "вред - бред - табак - рак", "курить - вредить -
береги - беги", "сигареты - конфеты - будешь - не забудешь",
(Команды зачитывают четверостишия. За наиболее удачные присуждаются очки. Перед третьим туром жюри объявляет промежуточные итоги.)
Тур 3. "Курить - здоровью вредить".
Ведущий: Сейчас многие очень рано начинают курить, но знаете ли вы, к чему это приводит?
Например, у юноши под воздействием никотина замедляются роет и
развитие некоторых органов. Вдыхание дыма в легкие приводит к
бронхитам, создает опасность пневмонии, повышается вероятность раковых
заболеваний.
Курение поражает сердечно-сосудистую систему, эндокринную
систему, органы пищеварения, дыхания - и этот список можно продолжить.
Геннадий Касмынин писал:
Утром наполнить спешу никотином
Хилые легкие. Пусть похрипят.
Так я воюю и с медициной,
И с утвержденьем: "Курение - яд!"
Это непросто: щеки обвисли,
Сердце в груди совершает прыжки.
Выпали волосы. Спутались мысли.
Руки дрожат. Под глазами мешки.
Но с ненавистным журналом "Здоровье",
Что издается на радость ханже,
Вплоть до победы биться готов я.
Врач успокоил: "Недолго уже".
Задание третьего тура: продолжите всем известную фразу "Минздрав предупреждает...". (Команды выполняют задание.)
Тур 4. "Преступление и наказание".
Ведущий: С табачным зельем в давние времена велась
жестокая борьба. В конце XVI в. в Англии за курение казнили, а головы
казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король
Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям
разрешается продавать табак только как лечебное средство. В Турции
курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание потомству, пятеро
монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской
стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и
водили по улицам с веревкой на шее. В России в царствование Михаила
Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали палочными
ударами, во второй - отрезанием носа или ушей. А что знают наши
команды?
В этом туре мы вновь проверим знания участников команд истории
табака и борьбы с курением. Мы опять будем задавать вам вопросы и
предлагать три варианта ответов, один из которых верный. Какой?
- В XIXвеке в Петербурге запрещалось курить на улице.
Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступая инициатором запрета
на курение?
- медики;
- пожарные:
- церковь.
- При каком царе за курение табака - "дьявольского зелья" - в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?
- при Петре I;
- при царе Михаиле Федоровиче;
- при царе Алексее Михайловиче.
- В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?
- тренировка на велотренажере;
- бег на 1,5 км;
- мытье полов в школе.
- Широко ведется борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там объявлены "профессиями некурящих"?
- учителей и медиков:
- пожарных и милиционеров;
- eгерей и подводников.
- В 1934 году во французском городе Ницца компания молодежи
устроила соревнование - кто выкурит больше папирос! Двое "победителей"
не смогли получить приз, так как скончались, выкурив.,.
- 40 папирос;
- 50 папирос;
- 60 папирос,
(Команда, ответившая первой правильно, получает очко за каждый вопрос.)
Тур 5. "Хочешь жить - бросай курить".
Ведущий: С табаком, к сожалению, мы встречаемся на каждом
шагу: дымят на улице, дома, в общественные местах. Мальчики, а в
последнее время и некоторые девушки, считают шиком, когда с
независимым, как им кажется, "взрослым" видом они проходят по улице с
сигаретой в зубах. Такому юноше или девушке кажется, что он (она) похож
на "крутого парня" или "современную независимую девушку" без
комплексов, которым все нипочем. Поверьте, почти всем взрослым
неприятно видеть с сигаретой молодого паренька, а уж тем более девушку.
Предлагаю вам нарисовать плакаты на тему "Хочешь жить - бросай курить". А вот где вы разместите свои плакаты и, соответственно, с каким уклоном он должен быть, мы сейчас узнаем.
- В роддоме для будущих мам.
- Для курильщиков в школьном туалете.
- Для курящих пассажиров.
- Для детей детского сада.
(Игроки вытягивают задание и рисуют плакат.)
А теперь, пока подводятся итоги нашей игры, я хочу зачитать вам.
(Слышен шум. Появляется группа ребят - студенты № 1-5. Они ведут между собой диалог.)
Студент 1. Ну что там опять произошло, отчислили кого-то?
Студент 5. Да нет. Лошадь сдохла. От никотина.
Студент 2. Опять сдохла? Сколько можно? И откуда она его только берет, этот никотин?
Студент 3. Откуда, откуда? От верблюда! Из табака, конечно. Неужто не знаешь? А еще отличник. По пропускам занятий.
Студент 2. А при чем здесь пропуски? Я, может, делом занят. Искусством, например.
Студент 1. Ага! Искусством изворачиваться.
Студент 2. При чем тут это? Говорят же тебе - из-за любви к искусству!
Студент 3. Во-во! К искусству кулинарии. К пирожкам с капустой. Как бабушка у Красной Шапочки.
Студент 4. Что-то мы не по теме. Про табак где? Все про лошадь да про колледж (техникум).
Студент 1. Про табак, про табак. Знаешь, почему Kонек-Горбунок маленький? И горбатый?
Студент 4. Почему?
Студент 1. Курил в детстве.
Студент 5. Ну и что, если курил. Зато прыгал как! Почти летал. Как Пегас.
Студент 1. Какой еще Пегас?
Студент 5. Лошадь такая. Греческая. Вошла в Парфенон. Давно. С
сигаретой в зубах. А там склад пороха. У турок. От Парфенона - одни
колонны. А Пегас по сию пору летает. С крыльями. И с арфой.
Студент 1. Не с арфой, а с лирой.
Студент 2. Ну, и с лирой много не налетаешь! С баксами и евро лучше!
Студент 1. Лира - это такой инструмент. Музыкальный. А с баксами
не только летать, но и жить неплохо. Я по телеку видел. Вино, табак,
девушки.
Студент 3. Вина захотел. И табаку. Я вой у отца "Мальборо"
свистнул. Еще в первом классе. И выкурил. За углом. Два часа в себя
приходил. Да неделю сесть не мог.
Студент 5. От "Мальборо"?
Студент 3. От ремня. Отец у меня круче, чем Брюс Уиллис. Если рассердить.
Студент 4. Про Герострата слыхали?
Студент 5. Который храм Артемиды сжег? Из вредности. Слыхали. Он
там сторожем работал. И жил в каморке. Под лестницей. Говорят, заснул в
постели с сигаретой в зубах. Сам выскочил, а храм - тю-тю! Пока
пожарники проснулись, пока приехали. Все дотла сгорело.
Студент 1. Храм, храм! Нерон целый город спалил, а тут - храм!
Студент 2. Какой Нерон?
Студент 3. Император. Древнеримский. Тоже, видать, курил. И отца рядом не было. Сразу бы бросил. Как я.
Студент 1. Ребята, помните! (Обращаясь ко всем присутствующим.) За красивой этикеткой таится грозная опасность!
Студент 2. Подражание старшим не всегда и не во всем правильно.
Самоутверждение, желание быть не таким, как все, - потребность каждого
подростка.
Студент 3. Это знает каждый взрослый человек. Подражайте в
спорте, в овладении знаниями и профессиональными навыками, в любви к
жизни, а не в курении табака.
Студент 4. Минздрав России предупреждает: "Курение опасно для вашего здоровья!"
Студент 5. Мы не курим! И вам не советуем. Выбор за вами!
Ведущий предоставляет слово членам жюри. Производится награждение команды-победительницы.
Мини-итоги. Классный руководитель благодарит всех за участие в программе и завершает классный час словами:
"Способность бросить вредную привычку зависит от вас: от вашей собранности, воли.
Надо быть упорным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения.
Так давайте же не начинать курить: давайте беречь здоровье - свое и близких!"
|