Цель урока:
- Познакомить учащихся с инфекционным заболеванием
СПИД и с помощью математического моделирования наглядно показать, как
можно исследовать и прогнозировать развитие инфекционных заболеваний (в
частности СПИДа).
Задачи:
- Изучить основы здорового образа жизни,
обеспечивающего полноценное безопасное существование.
- Сопоставить здоровый образ жизни с её
продолжительностью.
- Проанализировать значение репродуктивного
здоровья, определяющего способность человека и общества к воспроизводству
здорового потомства.
- Развивать интерес учащихся к предметам ОБЖ и
математике, индивидуальные и творческие способности, интерес к чтению
дополнительной литературы, умение работать в группах.
- Воспитывать у учащихся чувство сострадания,
умение делать выводы и не быть равнодушным к чужому горю.
Подготовительная
работа:
- Постановка учебных задач.
- Работа с информационным материалом.
- Подготовка творческих работ.
- Оформление стенгазет.
- Презентация работ.
Ход урока
1. Вводная часть.
Сообщение темы и цели
урока.
(На доске записаны тема и
цель урока, висят плакаты, подготовленные учащимися для своих выступлений с
домашним заданием, а так же плакаты по профилактике ВИЧ-инфекции)
Вступительное слово учителя
ОБЖ:
- Сегодня у нас
интегрированный урок ОБЖ и математики. Мы познакомимся с таким страшным
заболеванием как СПИД - чумой XXI века, которого не нужно бояться, а нужно
знать. На столах у каждого ученика лежат карточки с вопросами, на которые вы
будете отвечать письменно в процессе урока.
(Приложение
1)
2. Информативные
выступления.
Учитель ОБЖ:
- Всем ребятам по группам
было дано домашнее задание. Выступают учащиеся 1 группы с сообщением:
"СПИД: страшнейшая болезнь 21 века”
(Что это за болезнь, когда
впервые обнаружена, чем грозит человеку?)
(Приложение
2)
Выступают учащиеся с
сообщением. Учитель ОБЖ вносит необходимые дополнения.
Учитель математики:
- Мы привыкли к делению
наук на естественные и гуманитарные. При этом в первую очередь к естественным
наукам относят математику. Но это не справедливо. Математика скорее занимает
промежуточное положение, будучи связана как с изучением окружающей природы, так
и различных форм человеческой деятельности. Математика – это язык, пригодный
для описания самых различных явлений.
"Никакой достоверности нет в
науках там, где нельзя приложить ни одну из математических наук, и в том, что
не имеет связи с математикой”.
Лейбниц
И сегодня это докажут
учащиеся 2 группы, которые с помощью математических методов помогут осветить
проблему ВИЧ инфекции в городе Орехово – Зуево.
Данные по результатам ВИЧ-
инфекции и СПИДа были получены от врача
1 гор. больницы Котова
Александра Васильевича.
Выступают два ученика по
теме: "Проблема ВИЧ инфекции
в городе Орехово-Зуево”
(Один с сообщением, другой
– с помощью презентации помогает наглядно освятить сложившуюся ситуацию).
(Приложение
3 и Приложение
4)
Учитель математики по
окончании выступления вносит необходимые коррективы.
Учитель ОБЖ:
- Группе ребят было дано
задание рассказать о путях заражения ВИЧ и на рисунках изобразить ситуации, при
которых ВИЧ не передаётся. И сейчас они ответят на вопрос, почему инфекция не
может передаваться этими путями.
2 человека от группы
выступят с сообщением:
"Как можно и как нельзя заразиться СПИДом” (на доске
изображены ситуации).
(Приложение
5)
Учитель ОБЖ задаёт
дополнительные вопросы по данной теме.
3. Работа в группах.
После выступлений каждой
группе выдаётся задание.
(Задание 1 и 3 группам
выдаёт учитель ОБЖ, задание 2 группе – учитель математики).
1 группа "Правда-ложь”.
Учитель ОБЖ:
- Оцените утверждения в
таблице и выделите те, с которыми вы согласны.
(Приложение
6)
3 группа "Круг правил
безопасного поведения в отношении ВИЧ”.
Учитель ОБЖ:
- Вы должны выбрать правила
безопасного поведения, которые необходимо соблюдать, чтобы не оказаться ВИЧ –
инфицированным”.
(Приложение
7)
2 группа "Графическое
решение уравнений”
Учитель математики:
- По закону показательной
функции размножалось бы всё живое на Земле, если бы для этого имелись
благоприятные условия. Доказательством тому распространение в Австралии
кроликов, которых там раньше не было. Достаточно было выпустить пару кроликов и
через некоторое время их потомство стало национальным бедствием. В природе,
технике, экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых величины
меняются в одно и то же число раз, т. е. по закону показательной функции. Эти
процессы называются процессами органического роста или органического затухания.
Два ученика 2 группы
получают задание на компьютере "Решить графически систему показательных
уравнений, представляющих собой математические модели роста заболеваемости ВИЧ
и роста численности населения города”, остальным членам группы предлагается по
образцу вывести формулы, выражающие процессы органического роста.
Приступаем к работе.
(Приложение
8 и Приложение
9)
1 и 3 группа работают с
заданиями, которые напечатаны для каждого учащегося и делают выводы, анализируя
полученные результаты.
Учитель ОБЖ помогает при
возникновении затруднений по просьбе учащихся.
Два ученика 2 группы строят
с помощью программы "Agrafer” Приложение
11 (.exe) графики функций, а потом вместе с остальными учащимися
анализируют полученные результаты.
В то время, когда два
ученика на компьютере строят графики, остальные учащиеся по образцу выводят
формулы, выражающие процессы органического роста и органического затухания. Для
вычисления коэффициента k они пользуются компьютерным калькулятором "School
Boy v5.0” Приложение
12 (.exe).Учащиеся записывают получившиеся формулы на альбомных листах
и делают выводы по результатам графического решения системы показательных
уравнений.
Учитель математики
контролирует выполнение работ и помогает при возникновении затруднений.
4. Авторский стул.
Выступают представители от
каждой группы и делают выводы по полученным результатам. Учителя ОБЖ и
математики принимают активное участие при решении проблем и разногласий.
(2 группа выступает
последней)
Учитель математики:
- Т.Мальтус (1798г.) первый
ввёл модель неограниченного роста. Опираясь на эту модель, он пытался
обосновать неизбежность войн и других кризисных явлений социально-политической
жизни человеческого общества. Что касается состоятельности применения модели
неограниченного роста к человеческому обществу, то учтены не все существенные
факторы, а именно социально-политические. И в наших силах изменить то, что нам
не понравилось в результате этой математической модели.
Учитель ОБЖ:
- Мы надеемся, что наш урок
не останется просто словами, а явится 1-ой ступенью к улучшению здоровья
населения нашего города.
В нашей школе работает
кружок волонтёров. Цель которого – пропаганда здорового образа жизни, поэтому
на основании результатов, полученных в ходе нашей совместной работы, мы просим
Светлану Алексеевну Веденееву, руководителя этого кружка, обратиться к
администрации города, в наркологический центр, к начальнику ГУО с предложениями”:
(Учащиеся выдвигают свои
предложения).
1. Выделить постоянное
эфирное время на городском телевидении, например под рубрикой "Здоровье”.
Главная цель – пропаганда здорового образа жизни, ознакомление с различного
вида инфекционными заболеваниями, обучение правилам и мерам предупреждения
разных инфекционных заболеваний и всё это с привлечением работников
здравоохранения.
2. На рекламных щитах
города вести наглядную агитацию за здоровый образ жизни, разработать, издать и
распространить санитарно-просветительные материалы (памятки, буклеты, плакаты)
по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании для различных групп населения, в том
числе для подростков и молодежи;
- внедрить программы и пособия по нравственному
воспитанию дифференцированно для различных возрастных групп - дети,
подростки, молодежь;
- использовать в электронных средствах массовой
информации тематические видеофильмы, видеоклипы, радиопередачи и
радиоклипы по профилактике ВИЧ-инфекции;
- организовать и провести массово зрелищные
мероприятия для молодежной аудитории, посвященные пропаганде здорового
образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции;
Учитель математики:
- К вашим предложениям мы
хотим добавить свои:
3. Всем поступающим в
стационары лечебных и профилактических учреждений; всем абитуриентам,
поступающим в ВУЗы, техникумы и другие учебные заведения, и по окончании их
призыву в армию и увольнению из неё; всем заключённым в обязательном порядке
должно проводится исследование на ВИЧ-инфекцию.
- внедрить научно-методические пособия, а также
подготовить активистов общественных и неправительственных организаций для
работы по профилактике ВИЧ-инфекции в группах повышенного риска заражения
ВИЧ (проститутки, наркоманы, представители сексуальных меньшинств,
водители международных автобусов и т.д.);
- обеспечить учебные заведения Орехово-Зуево
(общеобразовательные школы, средние профессиональные и высшие учебные
заведения) дифференцированными программами по нравственному воспитанию
детей, подростков и молодежи;
- организовать и провести конференции по актуальным
вопросам ВИЧ/СПИДа для педагогов, социальных работников.
4. В школах и других
учебных заведениях регулярно проводить мероприятия с привлечением медицинского
персонала в связи с проблематикой инфекционных заболеваний.
Учитель ОБЖ:
- В тетради запишите меры
профилактики ВИЧ- инфекции, которые необходимо соблюдать.
Карточки, с которыми
работали на протяжении урока, положите на край стола.
(Учитель математики
собирает карточками, с которыми учащиеся работали в ходе урока).
5. Заключительное
выступление учителя ОБЖ:
- Нас окружают больные
СПИДом, обречённые на смерть, но они тоже люди.
Используя полученные знания
и навыки, вы сможете защитить себя от ВИЧ-инфекции, сможете сберечь своё
здоровье и здоровье партнёра.
Больным СПИДом следует
оказывать поддержку и проявлять сострадание.
Необходимо помнить главное:
В большинстве случаев мы сами можем предотвратить передачу ВИЧ.
Всем присутствующим на
уроке мы вручаем памятку о путях передачи ВИЧ.
(Приложение
10)
6. Задание на дом:
Учитель ОБЖ:
- Сегодня вы получите
необычное домашнее задание: провести наглядную агитацию по профилактике ВИЧ –
инфекции по месту жительства.
(Учащимся раздаются плакаты
по профилактике ВИЧ – инфекции).
Учитель математики:
- Группа должна была
оценить работу каждого и выставить оценку в карточки, с которыми мы ознакомимся
и перенесём в журнал.
|